шаблоны joomla 1.7

Аттестация рабочих мест

Ситуация

01.09.2011 г. вступил в силу новый Приказ Минздравсоцразвития России №342н от 26 апреля 2011 г. «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»

От проведения этих мероприятий не освобождены ни организации - субъекты малого предпринимательства, ни индивидуальные предприниматели, которые нанимают работников.

В настоящее время инспекции труда заметно активизировали работу по контролю за соблюдением трудового законодательства и обещают применять серьезные штрафные санкции за его неисполнение.

Вопрос 1.
Что понимается под аттестацией рабочих мест? Как правильно её организовать и провести?

Ответ.
Согласно ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда (АРМ) - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно п.4. нового порядка аттестации подлежат все рабочие места работодателя.

Аттестация состоит из нескольких этапов.
1. На конкурсной основе выбирается аттестующая организация, т.к. аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.

Перед заключением договора надо получить от претендента следующие сведения:
• наименование, почтовый адрес, телефон, электронный адрес, факс, Ф.И.О. руководителя аттестующей организации, данные об учредителе (учредителях);
• сведения о видах проводимых измерений (наименование, нормативные правовые акты, гигиенические нормативы по каждому измеряемому фактору и методы измерений);
• сведения о средствах, с помощью которых проводятся измерения (наименование, тип (марка), заводской номер, год выпуска, изготовитель, диапазон, класс точности, погрешность, год ввода в эксплуатацию, инвентарный номер, дата действующей и периодичность поверки, номер свидетельства);
• сведения о штатных специалистах (Ф.И.О., должность, образование, вид деятельности, наличие сертификата (свидетельства) о прохождении обязательного обучения и сдаче экзамена).
Все эти сведения представляются в территориальный орган государственной инспекции труда (п. 46 Порядка).

2. Издается приказ о создании аттестационной комиссии и утверждается график проведения работ по аттестации. Приказ подписывается руководителем организации.
В приказе предусматриваются:
- сроки проведения аттестации;
- персональный состав аттестационной комиссии;
- мероприятия, которые необходимо провести в связи с аттестацией.

Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет (п. 5 Порядка).
Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

В состав аттестационной комиссии включаются:
• представители работодателя, специалист по охране труда,
• представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников,
• представители аттестующей организации п. 10 Порядка).

Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.

3. Составляется перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, образец которого предусмотрен приложением N 1 к Порядку, с выделением аналогичных рабочих мест.
В отношении каждого рабочего места необходимо указать факторы, оказывающие влияние на охрану труда, которые будут оцениваться в рамках проводимой аттестации.
К таким факторам относятся:
- химические;
- биологические;
- физические (шум, ультразвук, инфразвук, вибрация и др.);
- средства индивидуальной защиты;
- травмобезопасность.

Все указанные факторы, кроме травмобезопасности, оцениваются только в случае необходимости, т.е. только тогда, когда они так или иначе воздействуют на работника в процессе выполнения трудовой функции.

Если тот или иной фактор не оценивается, то в перечне рабочих мест проставляется прочерк.

4. Проводятся количественные измерения уровней воздействия вредных или опасных химических, биологических и физических факторов. Измерения можно проводить только теми средствами, которые прошли государственную проверку (п. 16 Порядка).
По каждому производственному фактору на каждое рабочее место оформляется отдельный протокол. Однако допускается составить один протокол по отдельному производственному фактору для группы мест.

Если вредных или опасных химических, биологических или физических факторов нет, мероприятия по данному этапу не проводятся.

5. Оценивается травмобезопасность рабочих мест и составляется протокол оценки травмобезопасности рабочего места по форме Приложения N 4 к Порядку проведения аттестации.
Травмобезопасность следует оценить с точки зрения защиты:
- от механических воздействий;
- от воздействий электрического тока;
- от воздействий повышенных или пониженных температур;
- от воздействий активных химических и ядовитых веществ.

В протоколе следует перечислить применяемое оборудование, инструменты, приспособления, средства обучения и инструктажа и используемые для их оценки нормативные правовые акты.

Кроме того, на данном этапе следует проверить также наличие инструкций по охране труда по каждой должности, предусмотренной штатным расписанием работодателя.

Если нормативными правовыми актами какие-либо обязательные требования к используемым оборудованию, инструментам, приспособлениям, средствам обучения и инструктажа не установлены, то в протоколе следует сделать отметку об этом.

6. Оценивается обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты.
Необходимо составить перечень средств индивидуальной защиты, которые предусмотрены нормативными правовыми актами и документами организации, проверить наличие этих средств у работников и оценить соответствие средств индивидуальной защиты условиям труда. Если средства индивидуальной защиты подлежат сертификации, необходимо убедиться в наличии сертификатов.

Форма протокола оценки обеспечения работников средствами индивидуальной защиты на рабочем месте предусмотрена Приложением N 5 к Порядку проведения аттестации.

Если средства индивидуальной защиты для работников нормативными правовыми актами не предусмотрены, то никакие мероприятия по данному этапу не проводятся.

7. Составляются карты аттестации рабочих мест по условиям труда по форме Приложения N 2 к Порядку проведения аттестации.
Рекомендации по заполнению карт аттестации приводятся в Приложении N 3 к Порядку проведения аттестации.

Если по всем предыдущим этапам работодатель правильно выполнил все мероприятия, то заполнить карты аттестации рабочих мест не составит труда.

8. Составляется сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением N 6 к Порядку.

9. Составляется сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам, образец которой предусмотрен приложением N 7 к Порядку.

10. Разрабатывается перечень мероприятий, необходимых для улучшения и оздоровления условий труда, назначаются лица, ответственные за выполнение этих мероприятий, и сроки их выполнения (приложение N 8 к Порядку).
План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом передается на утверждение работодателю.

11. Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому, кроме перечисленных выше документов прилагаются:
• протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый), образец которого предусмотрен приложением N 9 к Порядку;
• сведения об аттестующей организации, образец которых предусмотрен приложением N 10 к Порядку, с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);
• протоколы заседаний аттестационной комиссии;
• заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
• предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).
После рассмотрения отчета и подписания итогового протокола аттестационная комиссия передает документы работодателю.

12. Аттестация завершается приказом работодателя.
Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления итогового протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

13. После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

14. Аттестующая организация передает эти же документы на электронном носителе в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.

15. У работодателя отчеты об аттестации хранятся в течение сроков, установленных законодательством Российской Федерации. Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель.

Документы об аттестации рабочих мест по условиям труда следует хранить 45 лет, а при тяжелых и вредных условиях труда – 75 лет (п. 602 приказа Приказом от 25 августа 2010 г. № 558).

Вопрос 2.
Что понимается под сертификацией организации работ по охране труда?

Ответ.
Согласно Постановлению Минтруда России от 24.04.2002 N 28 "О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях" сертификацию осуществляют только специализированные организации (органы по сертификации), входящие в систему сертификации, созданную Минздравсоцразвития России.

Для проведения сертификации работодатель подает соответствующую заявку в орган по сертификации. Орган по сертификации рассматривает заявку и принимает решение о проведении сертификации.

Сертификация проводится по двум схемам (Приложение N 1 к Правилам проведения сертификации по охране труда, утвержденным Приказом Минтруда России от 24.04.2002 N 28):
- схема 1 - проводятся выборочные измерения и оценки условий труда;
- схема 2 - выборочные измерения и оценки условий труда не проводятся.

Схема 2 применяется только тогда, когда результаты аттестации рабочих мест основаны на данных измерений и оценок, выполненных аккредитованными в системе сертификации испытательными лабораториями.

После проведения всех проверок и оценки работ по охране труда в организации, установленных государственными нормативными требованиями охраны труда, и анализа полученных результатов орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата безопасности.

Вопрос 3.
Кто отвечает за проведение аттестации рабочих мест?
Какая установлена ответственность за непроведение аттестации рабочих мест сертификации организации работ по охране труда?

Ответ.
Ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается на работодателя и аттестующую организацию (п.52 Порядка).

Если в результате проведения аттестации будет выявлено, что условия труда на рабочем месте не соответствуют существующим нормативам и являются вредными или опасными, то работодатель должен предоставить работникам дополнительные льготы и компенсации.

В настоящее время подготовлен законопроект по исправлению Кодекса об административных правонарушениях и статьи 143 Уголовного кодекса РФ.
Согласно законопроекту, за нарушение порядка аттестации рабочих мест по условиям труда должностные лица и ИП заплатят 20 – 30 тысяч, юридические - от 80 до 100 тысяч. Непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда для должностных лиц обернется штрафом в размере от 30 до 50 тысяч рублей. ИП грозит расставание с той же суммой или приостановка деятельности на срок до 90 суток. На то же время может быть приостановлена деятельность юридических лиц. Штрафы для них устанавливаются в пределах от 100 до 300 тысяч рублей.

Напомним, чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать - Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Вопрос 4.
Можно ли профинансировать проведение аттестации рабочих мест за счет средств ФСС?

Ответ.
Возможность возмещения расходов работодателя на проведение аттестации рабочих мест предусмотрена Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Размер средств, направляемых работодателем на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год.

Для того чтобы ФСС выделил средства, организации необходимо:
- в установленном порядке обратиться за соответствующим финансированием;
- представить в отделение Фонда по месту регистрации в качестве страхователя необходимые документы;
- не иметь задолженности по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Вопрос 5.
Какие документы нужно представить в ФСС?

Ответ.
Для получения возмещения в отделение ФСС в срок до 1 августа текущего года следует представить:
• план финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний;
• план мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
• копию акта о результатах проверки государственной инспекцией труда (в котором должны быть рекомендации провести аттестацию рабочих мест и (или) снизить уровень запыленности и загазованности воздуха;
• копию договора с аккредитованной организацией на проведение работ по аттестации рабочих мест;
• калькуляцию стоимости работ;
• копию аттестата аккредитации с областью аккредитации;
• копии документов по результатам аттестации рабочих мест;
• копии документов, подтверждающих приобретение оборудования, проведение работ по снижению уровня запыленности и загазованности воздуха рабочих мест;
• документы аккредитованной организации о результатах повторных измерений запыленности и загазованности.

Возмещение будет выплачиваться в пределах ассигнований, выделенных ФСС региональным фондам. Из суммы возмещения будут вычтены расходы по выплате обеспечения по страхованию в предыдущем году.

Вопрос 6.
Бухгалтерский и налоговый учет расходов по проведению аттестации.

Ответ.
Затраты организации на проведение мероприятий по обеспечению охраны труда, которые предусмотрены законодательством, являются расходами по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 ПБУ 10/99 <5>).

В целях налогообложения прибыли расходы на проведение аттестации рабочих мест учитываются на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Так как согласно трудовому законодательству проведение аттестации рабочих мест является обязательным, указанные расходы признаются экономически оправданными (абз. 3 п. 1 ст. 252 НК РФ).

Сумму НДС, предъявленную аккредитованной организацией в стоимости работ по аттестации рабочих мест, можно заявить к вычету после принятия результата работ при наличии счета-фактуры, а также при условии, что организация осуществляет операции, облагаемые НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).