шаблоны joomla 1.7

 

Название документа:

Письмо ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309

 

Комментарий:

ФНС России выпустила разъяснения по ряду вопросов, возникающих при проведении камеральной проверки деклараций. Рассмотрим некоторые из них.

 

1.Трехмесячный срок проведения камеральной проверки

исчисляется с даты получения инспекцией декларации

 

ФНС России высказала мнение, что инспекция не может начать камеральную проверку до получения декларации или расчета. Поэтому течение трехмесячного срока камеральной проверки начинается со дня получения налоговым органом данных документов. В связи с этим если декларация (расчет) направлены по почте, то инспекция не обязана указывать в акте камеральной проверки дату ее начала, соответствующую дате отправки почтового отправления. Аналогичным образом данную ситуацию разъяснял ранее Минфин России (Письмо от 19.06.2012 N 03-02-08/52).

 

Однако такая позиция спорна. Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ инспекция проводит камеральную проверку декларации (расчета) в течение трех месяцев с даты ее представления. Если же декларация направлена по почте, то датой представления признается день отправки документов с описью вложения (абз. 3 п. 4 ст. 80 НК РФ). Таким образом, срок проведения камеральной проверки в этом случае должен исчисляться с даты отправки почтового отправления. Очевидно, что даты окончания проверки, рассчитанные в соответствии с разъяснениями контролирующих органов и по правилам Налогового кодекса РФ, будут отличаться не в пользу налогоплательщика. Следует отметить, что Налоговый кодекс РФ не устанавливает последствий нарушения инспекцией срока проведения камеральной проверки. Более того, на практике этот срок нередко не признается пресекательным. То есть решение по результатам проведенной проверки, принятое за пределами срока, не отменяется.

 

Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 17.03.2003 N 71 также указал, что истечение срока проведения камеральной проверки не препятствует выявлению фактов неуплаты налогов и принятию мер по их взысканию. Что касается арбитражных судов, то они принимают во внимание срок вынесения решения. Так, если решение вынесено с незначительным нарушением срока, оно может быть оставлено в силе (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 31.10.2011 N А05-12899/2010) (Определением ВАС РФ от 16.03.2012 N ВАС-2415/12 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ), ФАС Московского округа от 14.05.2010 N А40-126773/09-118-1048 (Определением ВАС РФ от 25.08.2010 N ВАС-11456/10 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ)).

 

Если же срок нарушен существенно, то есть на несколько месяцев или даже лет, и при этом инспекция не доказала обоснованность такого нарушения, суды признают решение, принятое по результатам камеральной проверки, недействительным (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 30.04.2010 N А40-96299/09-141-655, ФАС Северо-Западного округа от 22.11.2010 N А05-2603/2010). ! Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

 

2. При отсутствии ошибок и противоречий истребовать

какие-либо дополнительные документы инспекция не вправе

 

В п. 3 ст. 88 НК РФ предусмотрено, что если в ходе камеральной проверки обнаружены ошибки в декларации или противоречия между сведениями в представленных документах и в документах, имеющихся у инспекции, то об этом должно быть сообщено налогоплательщику с требованием представить пояснения или внести соответствующие исправления. Сославшись на Постановление ВАС РФ от 11.11.2008 N 7307/08, ФНС России пояснила, что если при проведении камеральной проверки таких ошибок и противоречий выявлено не было, то требовать от налогоплательщика представить объяснения или пер! вичные учетные документы инспекция не вправе. Подробнее о позиции арбитражных судов см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

 

3. Аналитические справки, не являющиеся первичными

бухгалтерскими документами, истребовать нельзя

 

Контролирующий орган разъяснил, что инспекция не вправе истребовать аналитические справки, отчеты и обобщения, которые не являются первичными бухгалтерскими документами. ФНС России исходила из того, что положения подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ допускают истребование только тех документов, которые служат основанием для исчисления (удержания) и уплаты налогов или подтверждают правильность их исчисления и своевременность уплаты. В подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ установлена корреспондирующая этому праву обязанность налогоплательщика и налогового агента. Таким образом, если отчеты и аналитические справки (обобщения) не являются первичными бухгалтерскими документами, то оснований для их истребования у налогового органа не имеется.